Выставка «Исчезающая тельная культура»

19.04-21.05

Подпишитесь на нашу рассылку!

Будьте в курсе наших последних новостей!

С 19 апреля по 21 мая 2017 года в Центре дизайна ARTPLAY EAST MEETS WEST GALLERY проводит третью выставку из серии «Обнаженная натура: Ню, Nude, Nudo, Nu, Desnudo (конец ХХ – начало XXI века)», которая получила специальное название «Исчезающая тельная культура».

Идеалы античности и Возрождения по-разному преломлялись в искусстве более позднего времени. Реализм и импрессионизм первой половины XIX века отвергали как классический идеализм, так и романтический идеализм предыдущей эпохи. В искусстве модерна и постмодерна появляется новое осмысление темы «Обнаженная натура», где искажение образа человека становится константой эстетики и признаком гармонии.

В современном искусстве России унаследованы две тенденции в изображении обнаженной натуры. Одна базируется на пластической гармонии,  на представлении о форме, объединяющей фрагменты в целое, другая –  на свободе от всего, в том числе и от человеческого образа и тела. Фигуративное искусство в большей степени основано на традиции, восходящей к идеалам античности и Возрождения, которые стилистически по-разному преломляются в произведениях современных российских  художников и скульпторов.

Авторы Валерий Бабин, Дмитрий Иконников, Игорь Камянов, Николай Крутов, Карина Назарова, Анатолий Пурлик и Михаил Тихонов работают с фигуративным изображением человека в разных стилях живописи и графики, иногда в эстетике гармонии, иногда – с искажениями этой гармонии.

«Живописная выразительность работ Валерия Бабина сродни фрагментам снов, которые мы запоминаем отрывочно, иногда в ярких цветовых пятнах, иногда в образах наших близких и не очень, проходящих словно тени в воспоминаниях о былом. О бабушке, ранним утром замешивающей опару, купальщицах в деревенской речушке, обозах, направляющихся на рынок, молочнике, развозящем по дворам молоко. Почти все обнаженные Бабина оттуда,  из памяти о прошлом..  Его время – это вечность, незыблемая метафизическая категория. Именно здесь истоки сознательного бегства от ненужной суеты цвета и подробной прорисовки деталей».  ( Г. Мажейкина, 2017)

Дмитрий Иконников в своих последних работах снова обращается к мифологии античности и библейским притчам. «Художник творит миф, и зритель становится свидетелем этого творчества, или, точнее сказать,  творения.  Законченные работы в этом отношении почти не уступают энергичным и экспрессивным рисункам художника, где мифологичность  зачастую непосредственно вырастает из композиционного замысла». (А. Толстой, 2010). Новые персонажи его работ на библейские темы «Улисс в ожидании попутного ветра»,  2013, «Изгнание из Рая» и «Петр да Андрей рыбу ловят, а Фома помогает», 2016 продолжают иконниковскую мифологию, «… где вечные сюжеты и индивидуальности  смело и подчас неожиданно сопрягаются с самой животрепещущей современностью, которая проступает вовсе не в приметах сегодняшней повседневности, а, прежде всего, в самом по- доброму ироничном отношении к жизни и автора, и его героев » (А. Толстой, 2010). Гуашь Иконникова на больших цветовых плоскостях приобретает свойства масла с его игрой в просвечивающие,  лессировочные поверхности и разнообразную фактурность в зависимости от типа этой поверхности: ее прозрачности, сыпучести или твердости.

Работая только на бумаге, он  даже в рамках графического рисунка всегда выходит на глобальные темы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти.  Сам автор об этом пишет так: «На самом деле я не пишу картин. Я занимаюсь пластическими рассуждениями по поводу цвета, формы, линии, плоскости, жизни, добра и зла, подлости, любви…» Д. Иконников ( 2017)

В постмодернистской стилистике Игоря Камянова реальность существует лишь косвенно, как некое «воспоминание» о событии. Сам объект присутствует, но вот несущественные детали, подробности уходят в тень или покрываются полупрозрачной вуалью.

Конечно, в его живописи и графике в рамках темы обнаженной натуры просматриваются довольно четкие контуры и даже некоторые «намеки» на детали человеческого тела, однако и здесь не присутствует сам автор как субъект создания этого образа. «Реальность модернистской и постмодернистской живописи парадоксальна в том смысле, что отказавшись от идеи субъекта как своей главной темы, эта живопись по-прежнему может создавать яркие, эстетически притягательные образы. И картины Игоря Камянова – ещё одно подтверждение данного вывода. – Изысканная работа со светом, погружённость в нюансы световых оттенков, очень своеобразное – «мягкое» - чувство пространства, лаконичность образов, - все эти качества делают работы Игоря Камянова яркими произведениями современной живописи…» (С. Иванников, 2012)

«В фигуративных сюжетах картин Николая Крутова читается его погруженность в пространство холста как поля, на котором разыгрывается драма его героев.  Очень часто сюжеты его картин  перекликаются с драматургией эпоса  античной традиции. Его «Купальщица» свободной позой  и погруженностью в мир природы, возможно, чем-то неуловимым связана с миром Гогена.  «Куртизанка из Мулен Руж» –  с миром, который так любил писать Лотрек. Отсылка к Леже или Пикассо –  это попытка диалога с ними, попытка узнать секреты их художественной выразительности в образах, поговорить на равных. Ведь только так можно приоткрыть завесу таинства созидания образа». (Г. Мажейкина)

Главными объектами творчества Карины Назаровой являются образ человека и среда его обитания. За годы работы она серьезно углубилась в духовную тему, которая связана с ее искренним религиозным чувством, исследовала тему «униженных и оскорбленных», праздничную стихию богемы, тему старости и женского одиночества и многие другие. Но никогда раньше не касалась она темы обнаженной натуры. И вот, это случилось. Работа «Эгон Шиле и его модели»  2016 года, кажется, даже нарисована в манере, напоминающей австрийского художника начала XX века. Написано не просто большое полотно – написана жанровая фреска с крупными  фигурами Эгона Шиле, его подруги до конца его короткой и трагически закончившейся жизни в 28 лет, его жены и моделей, которые  писал художник. Она сконцентрировала почти все составляющие творческого стиля Карины Назаровой последних лет: «… броская экпрессия композиции, острый пластический контраст, густой и плотный замес живописи, словно синтезирующий и монументальность древней фрески, и живую грубоватую, сокровенную манеру московской школы живописи и земной простоты поэтики « сурового стиля». (Н. Иванов, 2015)

Анатолий Пурлик на моей памяти всегда «увлекался» темой ню. Но со временем от  «сезанновских»  милых образов он переходит к более сложному миру, где рядом с красотой  и гармонией существует мир боли, отчаяния, деформации.  «Обнаженность тела становится ритуальной. Она открывает магический мир чувств, каждое из которых окрашивает реальность или ее часть в свой особенный цвет тепла или холода. Анатолий видит и изображает сокровенные тени душ, освобожденные от посредственности,  предвзятости, хитрой игры или надменной защиты» (С. Тарханова, 2011). Все искусствоведы отмечают необыкновенное символическое значение цвета в работах Анатолия Пурлика.  Часто кажется, что не линия формирует тот или иной образ, удерживая его в границах, а именно цвет. Так, зеленоватые оттенки тела  «Капитолийской Флавии», 2017 вместе с ее монументальным телом добавляют образу весомости и этой самой монументальности, а  «бестелесность»  его «Шаловливых морячек. Ялта, 2016» даже ярче проступает, благодаря экспрессивному обрамлению желто-красно- синей веселой пляжной жизни.   

Михаил Тихонов «Начиная с 2008 года и по сей день,  у меня начали рождаться работы большого формата - «Большие обнажённые». Название моей персональной выставки в Малом Манеже в Москве 2010 года «Нил, Тибр и Евфрат» явилось  и названием всего цикла этих  работ…Я  выбрал эти три имени, как  метафору  для  этого цикла   трёхфигурных  композиций. Женские фигуры, изображённые на этих работах, и явились для меня стихиями, связывающими верх и низ архитектурного пространства холста, где твердью является рисунок, а рекой, стихией , -- движение  и сама поверхность холста. Я сознательно строю свои композиции  в определённых  условиях, когда женские фигуры развёрнуты внутрь холста, таким образом, стараюсь  решить   задачу  пространства, основное событие в котором происходит в глубине, как бы за поверхностью холста и обращено  к зрителю». (М. Тихонов, 2010). Черно-белый вариант работ, где автор работает на холсте графитом, выбран им осознанно. Так он хочет самыми минимальными средствами представить зрителю красоту женской фигуры, поэтичность ее позы.

Новая графика в теме ню Михаила Тихонова, кажется, мало отличается от  работ десятилетней давности. По словам В. Пацюкова «Образность пластического присутствия художника словно парит над горизонтом, она абсолютно лишена гравитации и действительно, скорее, принадлежит небу, чем земле…».

В представленных уникальных работах наших авторов так мало общего, но мы нашли ту основу, которая смогла их собрать не только в одном выставочном пространстве, но и на театре нашей с вами современной жизни: они сохраняют для всех нас телесный образ человека, женщины ли, мужчины, - не так важно. Значит, пока говорить, что в российском  искусстве исчезает интерес художника к магии человеческого тела еще рано.

Выставка работает ежедневно с 12:00 до 20:00

Вход свободный.  

Куратор выставки Татьяна Палеева

East Meets West Gallery

Директор Татьяна Палеева

paleeva@emwgallery.com

http://www.eastmeetswestgallery.com

+7 (916) 680 53 90

Центр дизайна ARTPLAY

ул. Нижняя Сыромятническая, 10,

стр. 3, этаж 2.

Ежедневно с 12.00 до 20.00

http://www.artplay.ru

+7 (495) 620 08 83

Строение 0 - этаж 0 - офис 0

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.