17/09/13
-
09/10/13
Выставка "Выбирая маршрут"

Проект «Выбирая маршрут» посвящен обсуждению важнейших теоретических вопросов восприятия современного искусства в «постмедиумных условиях»  (post-medium condition – термин Розалинд Краусс). В ситуации, когда сознание детерминировано множеством разнородных факторов, процесс восприятия художественного произведения превратился в сложный многосоставной диалог автора и зрителя, художника и куратора. В этих условиях одним из важнейших объектов исследования является сама форма выставки как самостоятельного медиума, поэтому проект «Выбирая  маршрут» был задуман как автореферентный.

Одной из отправных точек проекта стала теория Марселя Дюшана, противопоставлявшего «ретинальному искусству» (основанному на визуальном восприятии) понятие "grey-matter art". Самым ярким примером этой антитезы Дюшану мыслились шахматы, где позиция фигур на доске оказывается и скульптурой, и репрезентацией сложнейшей многофакторной структуры, процессирующей в сером веществе головного мозга. Такое представление оправдывает существующий в современной философии подход, в соответствии с которым произведение искусства может пониматься не только как визуализация знания, но и как его производство.

Следуя высказанной М. Дюшаном идее, художник-куратор предлагает нескольким специалистам, работающим в различных областях современного искусства и науки, включиться в процесс художественного производства и «проложить» свой личный маршрут на карте заданного экспозиционного пространства, определив «понятийные ряды». Их высказывания и комментарии должны сложиться в виртуальные «карты», обуславливающие прочтение того или иного произведения. А экспозиция выставки, окажется сродни шахматному этюду, позволяющему визуализировать цепочки логических построений и ассоциативных рядов. Реальный маршрут зрителя может быть определен на нескольких уровнях: в актуальной географии экспозиционного пространства, заданного куратором; среди виртуальных карт «ключевых понятий», созданных участниками проекта, и на уровне субъективного эмоционального восприятия зрителя.

Первая («географическая») карта создается куратором проекта, выполняющим традиционную функцию организации выставочного материала. Вторая – участниками проекта в форме сборника-каталога с развернутым глоссарием, который в пространстве выставки задает систему координат и определяет максимально широкий круг возможных философских и художественных ассоциаций.  Третья – соответствует индивидуальному эмоциональному восприятию  посетителя выставки.

Наложением этих трех карт зритель создает свой индивидуальный маршрут движения в пространстве экспозиции. Такая индивидуальная рекомбинация объектов картографирования соответствует индивидуальному производству знания зрителем, а также идее Дюшана о роли зрителя-соавтора, завершающего произведение искусства. 

Само пространство выставки превращается в некую трехмерную диаграмму накладывающихся друг на друга когнитивных пластов. При этом смещение фокуса к нематериальному «между», превращает интервал (казавшийся раньше маргинальным или периферийным) в важнейший конститутивный элемент кураторского креативного действия, в пространство существования многомерных и разнонаправленных связей, выявленных участниками проекта. Эти «связи» индивидуально прочитываются зрителем, выстраивающим в ландшафте современного искусства свой маршрут.

Место проведения: Малый зал ARTPLAY

​Время работы: с 11.00 до 20.00

Кураторы: Александра Данилова, Александр Соколов

Участники проекта: Олег Аронсон, Ник Барон, Людмила Воропай, Елена Петровская, Александр Соколов, Джонатан Флэтли, Джереми Хайт, Джонатан Хэйл, Юрий Юдаев.

artplay москва
ул. Нижняя Сыромятническая, 10
информационная служба
+7 495 620 08 83
Аренда помещений
Отправить заявку
artplay.today artplaymedia.ru