25/03/21
-
18/04/21
Подобна цветку

ПОДОБНА  ЦВЕТКУ
Сон…Венок фиалковый душным безумием благоухает…(Елена Анфимова «Лихоманка»)
«Фантастическая красота» – именно так можно охарактеризовать  коллекцию произведений, которые вошли в проект  «Подобна цветку». Вопрос об абсолютной красоте    актуален всегда   с момента прикосновения  кисти художника  к холсту,  ведь картина  отражает истинное состояние  души художника во время создания образа – цветок ли это,  обнаженная модель или мифологические образы богов и богинь, иллюзия,  пришедшая во сне, или визуализация литературных форм.  
Образ цветка символичен, несет различные философские, религиозные, мифологические контексты в разных культурах мира. Идеал в абсолюте – это природа, создающая совершенные по  форме и палитре цветы. В Японии, Китае, Таиланде существует символический язык цветов, который  соотносится с главными человеческими этапами становления – рождением, жизнью, любовью, смертью.
Цветы и муза неразрывны в единстве красоты. Муза как образ дивы в живописи  многих столетий представлялась  в обрамлении цветов, букетов, трав. Её  красота  вдохновляла  ум и интуицию художника на создание  произведения.  В образе музы «тайна» двоих -  Художника и Модели. Модель – муза в образе дивы и модель как  цветок, который, как  и муза   скоротечен в своей  быстро исчезаюшей красоте.    
 Суфийская стихотворная традиция, японские танка  и хокку, «Песня Песней»  ветхозаветной   Библии наполнены метафорическими образами, которые  символизируют о непорочности и чистоте души, красоте и коварстве, нежности и страстности. В проекте нам удалось  соединить цитаты из антологии мировой и современной поэзии  с картинами ярких представителей художественных школ России. В этой непростой эстетической  задаче    мне, как куратору и автору идеи, огромную помощь оказала Елена Анфимова, известный московский каллиграф.  Она создала каллиграфические  листы с поэзией, являющиеся тем дополнительным элементом к картинам художников участников проекта, что, на наш взгляд, мотивирует зрителя на размышления, соединяя визуальный образ с поэтическим, приглашает к диалогу.
Поэтика в живописи Сурена Айвазяна явлена, как в «портретах»   цветов, так и  образах гурий, богов, богинь, где миф и выдумка автора органичны  в их  мистической,  в чем-то даже сакральной  составляющей.  Его периоды молчания, уход в себя, медитация в природе, – все это  мне  напоминает китайские практики фен – лю («Ветер и поток»), принципы естественного проникновения в окружающий мир природы и иллюзии, что позволяет художнику выполнить  преображение обычного в некую сакральную константу в каждом новом цикле работ. Сказочная страна Маргиана, которую он в 90-е нашел в Туркмении во время раскопок, подвигла Сурена на создание мифологического  цикла, не обошлось без влияния эпохи модерна, творчества Климта и  Врубеля. Его  обнаженные  отсылают  к графике Пикассо, художник сознается, что учился на  каталогах, в его ню почти нет телесности и эротики, но есть недосказанность, тайна, как и во  многих его работах.  
«Спросили мудреца: Скажи, ты знаешь или нет,
Зачем при теле душу дал Творец, создавший свет? –
Возможно, чтоб людей поднять превыше зол и бед,
Иль душу в тело он вложил, как в перстень самоцвет».
Так звучит на русском языке айрен - четверостишие, автор которого - знаменитый армянский поэт XVI века Наапет Кучак. Термином «айрен», обозначающим традиционную армянскую стихотворную форму, называет многие свои картины Александр Грип – художник, влюбленный в поэзию Кучака.  Для меня его  картины сродни полифонии акапельных  армянских церковных песнопений, многослойность его живописных метафор завораживает плотным и насыщенным пространством  характерным для армянской иконографической школы, создавая многоплановые визуальные контексты в мифологии образов. Родившись в Белоруссии, Александр Грип в раннем возрасте попал в Армению, где и провел около тридцати лет, отсюда влияние армянской культурной традиции на его творчество.
Юрий Дырин вот уже много лет верен  мифологии финно-угорских народов, которую он ярко, самобытно, небанально и современно интерпретирует. В его творчестве нет «барьеров дозволенного», он свободно манипулирует всеми доступными художественными средствами и инструментами, создавая картины в  различных стилевых направлениях от этнофутуризма и  наива до   постмодернистского поля сарказма. Часто иррациональные образы напоминают фантазии ребенка,  именно в этом причина того, что в картинах Юрия нет фальши и скуки, в них  энергия, цвет, радость восприятия окружающего мира.
Галина Мажейкина – куратор художественных проектов с 1992 года, профессиональный культуролог и искусствовед, автор более двадцати научных и популярных статей о проблемах современного искусства в журналах «Русское искусство», «Искусствознание», «Искусство Евразии», «Знание. Понимание. Умение»  и др. В 2003 году награждена Дипломом Академии Живописи Санкт-Петербурга за вклад в развитие современной культуры. Сделала более  сорока  художественных выставок,  как в России, так и за рубежом, участник трех Международных фестивалей искусств (2002, 2003, 2005) в г. Магдебурге (Германия), коллекционер современного искусства,

25  МАРТА-18 АПРЕЛЯ 2021

Зал "Лаборатория" 3 стр, 2 этаж, вход 2А

Вход свободный

с 11.00 до 20.00

 

artplay.today artplaymedia.ru